_______________________________________________________________________
___________________________________________________________
Художница Марианна Смбатян: «Я с детства не могу ходить, но это не мешает мне наслаждаться чарующим огромным миром вокруг» (ФОТО, ВИДЕО)
Статті >> Інтерв’ю | 29-11-2013, Марина Ботнарева |
Свежесть, красочность и удивительная атмосферность! В картинах Марианны Смбатян переплетаются фантазии и реальность, настоящее и прошлое. Каждый образ прочувствован, каждая работа наполнена солнечной энергетикой художницы. Одни находят в картинах Марианны вдохновение, другие – утешение, третьи – силы действовать и никогда не сдаваться. Ведь это жизненное кредо самой художницы.
Марианна Смбатян с рождения лишена возможности ходить, однако, несмотря на инвалидное кресло, девушка обладает оптимизмом и стойкостью духа. Художница освоила разные виды изобразительного искусства – от живописи до компьютерной графики. И рисует художница не на планшете, как многим кажется, а самой обыкновенной компьютерной мышкой.
Девушка состоит в Союзе Художников Украины. Марианна – участница региональных и всеукраинских выставок художников, ее картина украшает посольство Армении в Киеве, а заказы на работы приходят даже из США.
Также девушка пишет книги и мечтает попробовать себя в роли актрисы.
«Пороги» познакомились с Марианной поближе.
- Расскажите, чем для вас является живопись?
- В первую очередь, это все-таки моя жизнь. Изначально начиналось, как способ занять время, но потом переросло в то, что я могу назвать своей жизнью. Да, это работа. Иногда даже больше работа, чем удовольствие, если у меня нет вдохновения, а заказ есть и его нужно выполнять. Но в целом, это – я.
- Много заказов поступает?
- К сожалению, не так много, как того хотелось бы. В Украине не очень ценится искусство. Вроде бы и ценится, но финансово – не очень. Ко мне обращаются люди с просьбой: «Нарисуй меня». Я говорю: «Хорошо». Назначаю действительно небольшую цену, а потом идет ответ: «Как? Это что, не бесплатно?». Я говорю: «Ну, как бы это моя работа». – «Да? Аааа…». В общем, не ценится людьми. Тем не менее, среди моих заказчиков есть люди из России и даже из США.
- Что обычно заказывают?
- Портреты. Для людей вполне нормален такой эгоцентризм – увидеть себя или своих родных отображенными. Люди намного больше любят это, чем отображение природы, натюрмортов и всего прочего.
- А что вам больше всего нравится рисовать?
- А вот я люблю больше всего людей рисовать. Я люблю чувства, эмоции, а это люди. Конечно, чувства можно выразить и на пейзаже, но это немного не то. Я люблю черты людей, особенно их типаж. Мне очень интересно его рисовать. Я очень требовательна к тем, кого рисую, особенно, если это по моему собственному желанию. Я далеко не каждого возьмусь рисовать. Меня должен зацепить типаж – мужской или женский. К мужскому типажу я более требовательна. Но больше, чем портреты, мне нравится отражать зарисовки чьей-то жизни.
- Ухты, а это как?
- Ну, например, у меня есть картина «Луч надежды». Девушка сидит в темнице. Рядом ткань какая-то порванная. Ей плохо. Но, тем не менее, из-за решетки льется луч солнца, подлетает голубь, и она тянется к нему рукой. Это символизирует ее надежду и взгляд, устремленный к чему-то хорошему.
- Я заметила, что вам нравятся старинные образы.
- С детства я безумно любила все старинное: леди, рыцари настоящие. Все это всегда меня поражало, впечатляло. Конечно, сейчас уже нет рыцарей, одни только кони остались. Но изображать же это можно, пофантазировать. Что я собственно и делаю.
- Вы черпаете образы с фильмов, а откуда еще?
- Помимо фильмов, могу просто в Интернете увидеть чье-то интересное изображение, интересный образ, нестандартные черты лица. Это может побудить меня нарисовать человека, неважно, кто он, кем он является и знаю ли я его вообще. Раньше я всегда гуляла с блокнотиком. Идет молодая женщина с маленьким ребенком. И настолько это трогательно мне показалось, как она держит за ручку этого детеныша маленького, что я сделала такой зарисовок. Но я люблю не только ранимость. Мужской типаж, который мне нравится изображать, это брутальный такой, наглый крендель, а-ля Роберт де Ниро. Мне нравится в людях то, что они все разные: кто-то мягкий, нежный и ранимый, кто-то жесткий, самоуверенный, кто-то мечтательный, грустный. Это и есть составляющие чувств, поэтому моя преподавательница корит на то, что я рисую нередко готику. Готика, она немножко с оттенком печали. А мне преподаватель говорит: «Зачем ты рисуешь готику? Ты светлый, солнечный человечек. Ты должна рисовать что-то солнечное». Я не редко рисую солнечные картины, но я считаю, что не стоит закрываться и отмахиваться от печали. В печали нет ничего плохого, и не стоит от нее прятаться и думать, что ее в мире нет или не должно быть. Да, может и не должно быть, но ведь она есть. И я пытаюсь показать разные чувства: печаль, разочарование и боль – это тоже иногда есть в моих картинах. Но это жизнь. Процитирую слова Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Не было бы тени, не было бы и света». Точно так и в жизни. Плохие моменты нужны для того, чтобы мы научились ценить что-то хорошее.
- А какой ваш любимый стиль рисования?
- Рисовать люблю в стиле импрессионистов, но соединяю его с реализмом, насколько это возможно. Один из моих любимых художников – Клод Моне. Любовь к импрессионизму мне привила преподавательница, потому что она сама рисует в этом стиле. Яркие, живые картины. Я люблю импрессионизм, но при этом вношу что-то свое. По-моему, каждый художник должен находить свою манеру.
- А какое правило или совет вашего преподавателя больше всего повлиял на ваше творчество и мировоззрение?
- Таких законов было много. Но самый первый я получила в 12 лет, когда мы рисовали спичечные коробочки. Она сказала: «Сейчас ты рисуешь коробочки, запомни, на протяжении всей своей жизни все, что ты будешь рисовать, это будут спичечные коробочки». Я говорю: «Как это?». Она: «Так все: люди, природа, – все состоит из коробочек. Научишься рисовать коробочки, научишься рисовать и все остальное». Я не верила, для меня это был хаос! Как это? Люди гладкие! Какие там коробочки? На самом деле, действительно это так. Мне потом даже дали задание нарисовать портрет кубиками. Было нелегко это воспринимать на уровне подсознания, но я справилась. И другой закон, когда мы начали осваивать технику в стиле импрессионизма. Для меня был шок, мир перевернулся, когда она сказала, что изображая в импрессионизме синюю ткань, надо использовать не только синюю краску, но и красную, оранжевую, желтую. И я посмотрела на нее с выражением обезумевшего кролика и сказала: «Как? Это же синий! Я понимаю еще зеленоватый оттенок, но как туда можно впендюрить красный цвет? Как?». Я ненавидела в этот день импрессионистов, потому что в мой мозг не вникала эта информация. Но хорошо, что я пересилила непонимание и впитала информацию. Это мне очень помогло придать живости и что-то необычное в свои картины.
- Расскажите, чем занимается ваш клуб «У сороки»?
- Теперь он переименовался в «Равные возможности». Нас пока не так
много, наши ребята все очень деятельные. Мне говорят, что я – пример для
молодых, а вот они – пример для меня. Они не сидят на месте, не
жалуются на то, какая жизнь тяжелая и несправедливая, ах, где мои мыло и
веревка. Нет, живут, они получают от жизни удовольствие, они
вдохновляют людей, помогают поверить в себя. Если они могут, то и я
могу. И сейчас у нас много планов, один из которых постановка спектакля.
Я пишу пьесу. Если у нас будет достаточно репетиций и мы будем
подготовленными, то, скорее всего, премьера состоится в феврале.